УРАЛ
Грузовые автомобилиЗиС-5В Урал-ЗИС-353М Урал-ЗИС-355 Урал-375 Урал-377 Урал-5920 Урал-4320 Урал-5557 Урал-5323 Урал-53236 Урал-65514-10 Урал-583106 Урал-65515 Урал-63674 Урал-6470 Урал-6464 Урал-5423 Урал-690222 Урал-6370 Урал-63704
Автобусы
Урал-3255 Урал-32551 Урал-32552 Урал-32552-47
Более чем полувековая история Уральского автозавода началась с решением
Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в
городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с
Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Морозной зимой
1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж
оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в
марте 1942 года начал работать первый цех нового завода. В апреле 1942
года были собраны первые двигатели и коробки передач.
Страна
нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны
от 14 февраля 1943 года завод преобразовывается в автомобильный.
Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится
уральской столицей грузовых автомобилей. Первый уральский автомобиль
«ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944 года.
20 июля 1944 года
первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. 30
сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня
выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное
хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них
знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной
войны, приближая победу нашего народа.
В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.
Совершенствуется конструкция, создаются новые модели: «ЗиС-5М», «УралЗиС-355».
В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан «ЗиС-21А» (с газогенераторным двигателем).
В
1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником
Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями
ВДНХ.
В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского
автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные
соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки
«ЗИЛ-150», «ГАЗ-63», «ГАЗ-51», среди них - шесть машин «УралЗИС-355В».
Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого опыта
подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев
автоспорта, которых собрал кросс. Все первые места завоевала команда
уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР
завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика
А. Рубинштейна.
В
1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля «Урал-355М»,
который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и
Казахстана.
Для работы в условиях бездорожья и для армии страны
потребовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в 1961 году из
ворот завода выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой
проходимости «Урал-375». За разработку конструкции и внедрение в
производство этого автомобиля Уральский автозавод награжден дипломом
ВДНХ СССР первой степени.
С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» - «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ».
В
1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод
выпускал более 20 лет. Вслед за этим встал вопрос замены старого
конвейера. В конце года был организован безостановочный переход на
принципиально новую конструкцию автомобиля «Урал-375» без снижения
темпов и объемов производства.
В 1966 году за развитие и
совершенствование производства заводу вручена высокая правительская
награда - орден Трудового Красного Знамени.
В середине 60-х
годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с
новым грузовиком «Урал-375». Первая партия отправилась в Монголию, вслед
за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику. В
1969 году «Урал-375Д», демонстрировавшийся на международной Лейпцигской
ярмарке, был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972
году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973
году - государственный Знак качества - символ технического совершенства
того времени.
В январе 1970 года Главный выставочный комитет
ВДНХ СССР наградил Уральский автозавод дипломом первой степени за
разработку конструкции и внедрение в производство грузовых автомобилей
высокой проходимости «Урал-375Ю», предназначенных для работы в условиях
тропического климата, и «Урал-377К» для работы в условиях Крайнего
Севера.
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода
было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей.
Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский
кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод
автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.
В
конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снегоболотоходного
транспортера «Урал-5920». В 1981 году выпущена первая промышленная
партия этой техники для Министерства нефтяной промышленности.
Снегоболотоходы обладают высокой проходимостью по тяжелому бездорожью и
используются круглогодично на промысловых работах.
В
1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели
«Урал-4320» с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации
автомобилей «Урал».Разрабатывается ряд модификаций автомобиля:
«Урал-4320» грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач «Урал-43202»
для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны, седельный тягач
«Урал-4320» для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн,
эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах. В 1978 году в
экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к
лесовозному автопоезду «Урал-6002». К началу 1979 года появились опытные
образцы автомобиля «Урал-43201» для использования в условиях Крайнего
Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для
эксплуатации при 60-градусных морозах. В 1983 году автомобилю
«Урал-4320» и его модификациям присвоен Государственный знак качества.
В
настоящее время «Урал-4320-01» является базовой моделью многочисленного
семейства «Уралов» с широкой номенклатурой специального оборудования,
которые используются в различных областях народного хозяйства. В
последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются
выпускаемые на шасси «Урал» вахтовые автобусы, подъемные краны,
автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные
мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и
нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства
выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные
машины типа «Тройка-2000», выполняющие более десяти операций по
благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование
и вооружение, установленных на шасси «Уралов» для различных родов войск
МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.
В
восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль
сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Специальный
транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать
при температуре от 40 градусов жары до 45 градусов холода, мог
использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой
проходимостью и оптимально подобранными передаточными числами
трансмиссии, он на полях мог работать с различной сельскохозяйственной
техникой. «Урал-5557» успешно работал в составе автопоезда, обладал
высокой производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и
большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика использовалось как
база для установки различных кузовов и спецоборудования.
Широкопрофильные шины с регулированием давления обеспечивают высокую
проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы
вентиляции и отопления, автоматическое дистанционное управление
откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали водителю
комфорт в работе в любых условиях.
В 1983 году началось мелкосерийное производство «Урал-5557».
В
1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по
выпуску автомобильной техники Уральский автомобильный завод был
награжден орденом Октябрьской революции.
21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.
В 1989 году на автозаводе изготовлен первый четырехосный автомобиль «Урал-5323» с унифицированной кабиной «КамАЗ».
В
1992 году автомобили «Урал» приняли участие в сверхмарафоне и, успешно
финишировав в ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин», еще раз подтвердили свое
качество и надежность.
Зимой 1994 года УралАЗ принял участие в
большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка, где «Уралы» без единой
поломки провели караван автомобилей «Форд» через полюс холода, Сибирь,
Якутию, снежное бездорожье Чукотки к Берингову проливу.
В апреле
1994 года Открытое акционерное общество «УралАЗ» и итальянская фирма
«IVECO» вместе с российским концерном «Газпром» создали совместное
предприятие «IVECO-УРАЛАЗ». СП производит автомобили грузоподъемностью
до 23 тонн (55 тонн в составе автопоезда), адаптированные к
климатическим условиям всех регионов России. Производственный комплекс
рассчитан на сборку 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.
В 1997
году создано совместное предприятие «ДОЙТЦ-Урал-Дизель» по выпуску
двигателя модели 1015 по лицензии немецкой фирмы «ДОЙТЦ». 18 мая 1999
года подписан протокол, в котором «УралАЗ» и немецкая сторона
договорились о продолжении сотрудничества, о разработке программ по
продвижению автомобилей «Урал» с двигателями «Дойтц» в страны, где обе
стороны наиболее полно представлены на рынке.
Уральский
автозавод - первое и на сегодняшний день единственное в России
автосборочное предприятие, получившее в июле 1995 года сертификат фирмы
«ТЮФ-Серт» (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем
аспектам своей деятельности.
В апреле 1996 года Госстандарт
России подтвердил соответствие системы качества Уральского автозавода
применительно к автомобилю «Урал» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
Осенью
1998 года с целью оздоровления финансовой ситуации на заводе введена
процедура внешнего управления. За короткий срок команде менеджеров
удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок
автомобилей, перейти к позаказному методу планирования производства.
В
апреле 1999 года ресертификационный аудит, проведенный на автозаводе
комиссией Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации,
подтвердил соответствие системы качества «УралАЗ» требованиям ГОСТ Р
ИСО-9001-96.
В 1999 году команда Уральского автозавода первой из
российских команд приняла участие в международных соревнованиях «Европа
Трак-Триал». Дебют миасских спортсменов оказался успешным: в каменных
карьерах Австрии, Германии, Испании и Франции «Урал» справился с
большинством препятствий, на равных конкурировал с соперниками.
Бургомистр немецкого города Оснабрюк учредил поощрительный приз - кубок
команде Уральского автозавода преодолевшей самое большое расстояние для
участия в соревновании. В 2000-2001 годах команда Уральского автозавода
успешно выступила в европейских соревнованиях и в Чемпионате Содружества
«Яровит Трак-Триал"
4 июня 1999 года в рамках участия в
экономической жизни области руководство «УралАЗа» выступило инициатором и
организатором совещания, на котором было заключено генеральное
соглашение «О принципах развития внутриобластной кооперации». Под
соглашением поставили подписи руководители области, городов и крупных
промышленных предприятий.
В автосборочном производстве запущена
итальянская линия катафорезного грунтования кабин. Гарантийный срок
эксплуатации изделия увеличивается до 10 лет.
В ноябре 1999 года
в литейном производстве пущена в работу швейцарская
формовочно-автоматическая линия «Георг Фишер» для отливки деталей из
высокопрочного чугуна. Ее производительность – 2400 т в год.
С
1999 года на Уральском автомобильном заводе внедряется комплексная
автоматизированная система управления предприятием голландской фирмы
BAAN, которая позволит специалистам иметь достоверную информацию обо
всех процессах, происходящих на предприятии, в реальном времени.
В
декабре 1999 года стал серийным «Урал-53236» с кабиной бескапотной
компоновки, произведенный совместно с итальянским концерном «Ивеко».
В
конце 1999 года на Уральском автозаводе введен в действие новый цех
кузовов- фургонов, ежегодно выпускающий до 1000 вахтовых автобусов
«Урал-3255», предназначенных для перевозки людей по бездорожью.Для
удовлетворения потребностей цеха в апреле 2000 года введено в строй
новое оборудование – газоплазморезательная установка.
По итогам 1999 года «УралАЗ» вошел в сотню лучших компаний России в номинации «Репутация».
В июне 2000 года Уральский автозавод вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной продукции.
В июне 2000 года в рамках реструктуризации создано дочернее предприятие «Автомобильный завод «Урал».
В
конце 2000 года представители автозавода приняли участие в пробеге
внедорожных автомобилей «Путь России в XXI век – между Европой и Азией»,
организованном популярным журналом «За рулем». Автомобиль- офис
«Урал-3255» вместе с участниками пробега прошел путь от Миасса до
заполярного поселка Харьягинский.
По итогам ежегодного рейтинга
Международная Ассоциация бизнес- партнеров ADM (AUSTRALIANA DISCOVERY
MARKET) отметила Уральский автомобильный завод как предприятие 2000
года.
В феврале 2001 года российский Институт испытаний и
сертификации вооружения и военной техники (ИнИС) вручил Уральскому
автозаводу сертификат военного регистра.
В конце первого
квартала 2001 года с конвейера Уральского автомобильного завода сошел
сотый вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом- фургоном собственного
производства. Юбилейный автомобиль отправлен потребителям в один из
крупных городов Тюменской области – Салехард.
В июне 2001 года в
сотрудничестве с ОАО «Уралвагонприцеп» начато серийное производство
автопоезда на базе «Урал-44202-31» для перевозки гусеничной и колесной
техники, а также другого военного имущества по всем видам дорог и
бездорожью.
В
2001 году начато производство автомобилей «Урал» с двигателем,
отвечающим международным экологическим требованиям «Евро 2». В 2002 году
на автомобильном заводе «Урал» будет собрана 1000 таких автомобилей.
В
2001 году предприятию удалось решить задачу по поиску стратегического
партнера - ОАО «Автомобильный завод «Урал» вошло в состав крупнейшего
российского автохолдинга «РусПромАвто».
С января 2002 года начат
выпуск комбинированной дорожной машины (КДМ) на базе шасси «Урал-43206»
(4х4). Автомобиль, укомплектованный оборудованием для работы в летний и
в зимний периоды, займет нишу относительно недорогой спецтехники,
ориентированной на отечественного потребителя. К концу 2002
комбинированная дорожная машина на базе шасси автомобиля «Урал» будет
запущена в серийное производство.
В феврале 2002 года началась
конвейерная сборка автомобиля «Урал- 5323» повышенной грузоподъемности с
комфортабельной кабиной совместного производства «ИВЕКО-УралАЗ».
В
августе 2002 года седельный тягач «Урал-636142-02» получил главный приз
в конкурсе «Лучший внедорожный грузовой автомобиль», организованном
журналом «Коммерческий транспорт» в рамках седьмой международной
выставки «Мотор Шоу - 2002».
В сентябре 2002 года впервые в
истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда.
Эта победа принадлежит автомобильному заводу «Урал» - экипажи Александр
Жмаев - Сергей Петелин («Урал-5323», категория С5) и Валерий Князев -
Иван Болотов («Урал-4320», категория С4) заняли первые места в общем
зачете на международных соревнованиях «Европа Трак-Триал».
В январе 2003 года в цехе кузовов-фургонов выпущен 1000-ый вахтовый автобус "Урал".
В
мае 2003 года подготовлен опытный образец самосвала "Урал-55571-44",
оборудованный новой капотной кабиной с оперением интегрального типа. В
августе самосвал удостоен третьей премии журнала "Комтранс" в номинации
"Лучший внедорожник-2003".
В
августе 2003 года подписано трехсторонне соглашение между Автомобильным
заводом "Урал" ОАО "Автодизель" (Ярославль, холдинг "РусПромАвто") и
компания Bosch. Результатом выполнения его условий станет создание
автомобиля "Урал", чей силовой агрегат будет соответствовать требованиям
"Евро-3".
В феврале 2004 года полностью завершена программа
перехода всей выпускаемой продукции на соответствие требованиям
экологических норм "Евро-2".
В августе 2004 года на московской
международной выставке "MIMS-2004" были представлены новые автомобили
дорожной серии: бортовой "Урал-6363" (4х2) и самосвал "Урал-63645"
(6х4).
|