Краснодарский механический завод
Кубань-62 Кубань-66Первым заводом в Советском Союзе, специализировавшимся на производстве спецавтомобилей для учреждений культуры, стал Краснодарский механический завод. Именно он на протяжении 30 лет был основным производителем театральных автобусов, автоклубов и автобиблиотек марки «Кубань».
В 1962 году срочно потребовались агитационные автобусы. Для производства нашли автобусно-мебельный цех краснодарского Ремпромкомбината, который и был экстренно реорганизован в «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования».
Поскольку первый автобус требовалось показать руководству министерства уже к концу лета, быстро создали автобус с деревянным каркасом кузова «Кубань-62» на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51А. На базе автобуса «Кубань-62» в Краснодаре начали изготовлять автоклубы и автокниголавки «Кубань-62А». В 1963 году появился модернизированный автобус «Кубань-63», который летом был представлен широкой публике на выставке предприятий треста «Главпромснабсбыт» Минкультуры РСФСР, а зимой пошёл в серию.
В то время была острая нехватка разнообразного специального автотранспорта для нужд Министерства культуры, который дать мог только Краснодарский завод. Поэтому на заводе велась бурная деятельность по созданию новых видов спецмашин. К середине 1960-х годов уже была приличная материальная база для значительного увеличения серийного производства. Темпы роста были налицо: в 1963 году было выпущено 293 машины, а в 1966 году – уже 955.
Производство автобусов на деревянном каркасе росло, и вместе с этим велись работы по улучшению конструкции выпускаемых автобусов. Друг за другом появились на свет модернизированный автоклуб «Кубань-64», автобиблиотека «Кубань-65А» и опытный автобус на полноприводном шасси ГАЗ-63.
Параллельно с этим в середине 1960-х на заводе начали эксперименты с цельнометаллическими кузовами на каркасе из труб прямоугольного сечения, в результате чего в 1966 году появились два опытных автоклуба. А в следующем году на заводе выпустили опытную партию из 30 автоклубов необычного дизайна «Кубань-66» с цельнометаллическим кузовом, после чего завод полностью перешел на серийный выпуск таких автобусов.
Изменённый автобус получил индекс «Кубань-Г1А» по новой заводской классификации и пошёл в серийное производство в марте 1967 года. На его базе впоследствии было создано 4 модификации спецавтомобилей «культурного» профиля: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей.
В конце 1960-х на смену автобусу «Кубань-Г1А» уже планировались новые разработки завода – спецавтобусы серий «Г2», «Г3» и «Г4». Наиболее известным среди них стал автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом – «Кубань-Г4А». Новые автобусы предполагались к выпуску опытной партией в 1969 году в количестве 1000 штук, но было изготовлено лишь около 30 машин, причем абсолютно одинаковых среди них не было, отдельные модернизировались в процессе выпуска и несли уже индекс «Г4АМ». У некоторых машин изготовленных по заказу курортного управления Сочи, были открытые кузова типа «торпедо».
Автобусы «Кубань» в процессе производства постоянно модернизировались, хотя это и не отражалось на индексе. Лишь в 1975 году после перехода в производстве на новое шасси (с ГАЗ-51А на ГАЗ-52-04) и небольшого рестайлинга автобусы получили новый индекс – Г1А1. Одновременно с этим испытывались опытные образцы автобусов «Кубань-Г4АС» на шасси ГАЗ-53А. Однако серийно завод смог наладить выпуск автобусов на «53-м» ходу лишь через 7 лет, когда директором завода стал инициативный и энергичный Евгений Бабичев, тогда-то и появились первые «Кубань-Г1А1-01». Благодаря использованию более длинного шасси (база 3700 мм) удалось повысить количество мест в салоне. Некоторое время автобусы «Кубань» на шасси ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А выпускались параллельно, но производство модели «Г1А1» начали постепенно сворачивать, и к 1985 году завод выпускал только «длинные» автобусы. Техническую документацию на производство «Кубань-Г1А1-01» в начале 1980-х передали Буденновскому ремонтно-механическому заводу, где их производили параллельно с Краснодарским заводом до 1987 года.
Однако базовая модель Г1А1-01 быстро устаревала, и в 1989 году на заводе предприняли последнюю попытку модернизации ветерана: на смену ему приходит обновленный «Кубань-Г1А1-02» на шасси ГАЗ-53-11, внешне отличающийся от старой «Кубани» квадратной крышей, подфарниками и задними фарами нового образца. Именно эта модель в 1989 году становится 100-тысячным автобусом марки «Кубань». Но спрос на устаревшие автобусы быстро снижался и, выпустив 112,5 тысяч автобусов и спецмашин «Кубань», их сняли с производства в 1993 году по причине неликвидности. В связи с распадом СССР и развитием свободной экономики необходимость в таком спецавтотранспорте отпала сама собой.
Также с 1966 по 1998 год выпускалось множество модификаций микроавтобусов «Кубанец» на базе УАЗ.
После распада СССР завод был переименован в акционерное общество «АвтоКубань» и взялся за выпуск микроавтобусов на базе Газели. В последние годы было собрано небольшое количество микроавтобусов и грузовиков индийской фирмы TATA.
Окончательно разорилось предприятие в 2001 году.
В 1962 году срочно потребовались агитационные автобусы. Для производства нашли автобусно-мебельный цех краснодарского Ремпромкомбината, который и был экстренно реорганизован в «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования».
Поскольку первый автобус требовалось показать руководству министерства уже к концу лета, быстро создали автобус с деревянным каркасом кузова «Кубань-62» на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51А. На базе автобуса «Кубань-62» в Краснодаре начали изготовлять автоклубы и автокниголавки «Кубань-62А». В 1963 году появился модернизированный автобус «Кубань-63», который летом был представлен широкой публике на выставке предприятий треста «Главпромснабсбыт» Минкультуры РСФСР, а зимой пошёл в серию.
В то время была острая нехватка разнообразного специального автотранспорта для нужд Министерства культуры, который дать мог только Краснодарский завод. Поэтому на заводе велась бурная деятельность по созданию новых видов спецмашин. К середине 1960-х годов уже была приличная материальная база для значительного увеличения серийного производства. Темпы роста были налицо: в 1963 году было выпущено 293 машины, а в 1966 году – уже 955.
Производство автобусов на деревянном каркасе росло, и вместе с этим велись работы по улучшению конструкции выпускаемых автобусов. Друг за другом появились на свет модернизированный автоклуб «Кубань-64», автобиблиотека «Кубань-65А» и опытный автобус на полноприводном шасси ГАЗ-63.
Параллельно с этим в середине 1960-х на заводе начали эксперименты с цельнометаллическими кузовами на каркасе из труб прямоугольного сечения, в результате чего в 1966 году появились два опытных автоклуба. А в следующем году на заводе выпустили опытную партию из 30 автоклубов необычного дизайна «Кубань-66» с цельнометаллическим кузовом, после чего завод полностью перешел на серийный выпуск таких автобусов.
Изменённый автобус получил индекс «Кубань-Г1А» по новой заводской классификации и пошёл в серийное производство в марте 1967 года. На его базе впоследствии было создано 4 модификации спецавтомобилей «культурного» профиля: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей.
В конце 1960-х на смену автобусу «Кубань-Г1А» уже планировались новые разработки завода – спецавтобусы серий «Г2», «Г3» и «Г4». Наиболее известным среди них стал автобус с прямоугольным цельнометаллическим кузовом – «Кубань-Г4А». Новые автобусы предполагались к выпуску опытной партией в 1969 году в количестве 1000 штук, но было изготовлено лишь около 30 машин, причем абсолютно одинаковых среди них не было, отдельные модернизировались в процессе выпуска и несли уже индекс «Г4АМ». У некоторых машин изготовленных по заказу курортного управления Сочи, были открытые кузова типа «торпедо».
Автобусы «Кубань» в процессе производства постоянно модернизировались, хотя это и не отражалось на индексе. Лишь в 1975 году после перехода в производстве на новое шасси (с ГАЗ-51А на ГАЗ-52-04) и небольшого рестайлинга автобусы получили новый индекс – Г1А1. Одновременно с этим испытывались опытные образцы автобусов «Кубань-Г4АС» на шасси ГАЗ-53А. Однако серийно завод смог наладить выпуск автобусов на «53-м» ходу лишь через 7 лет, когда директором завода стал инициативный и энергичный Евгений Бабичев, тогда-то и появились первые «Кубань-Г1А1-01». Благодаря использованию более длинного шасси (база 3700 мм) удалось повысить количество мест в салоне. Некоторое время автобусы «Кубань» на шасси ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А выпускались параллельно, но производство модели «Г1А1» начали постепенно сворачивать, и к 1985 году завод выпускал только «длинные» автобусы. Техническую документацию на производство «Кубань-Г1А1-01» в начале 1980-х передали Буденновскому ремонтно-механическому заводу, где их производили параллельно с Краснодарским заводом до 1987 года.
Однако базовая модель Г1А1-01 быстро устаревала, и в 1989 году на заводе предприняли последнюю попытку модернизации ветерана: на смену ему приходит обновленный «Кубань-Г1А1-02» на шасси ГАЗ-53-11, внешне отличающийся от старой «Кубани» квадратной крышей, подфарниками и задними фарами нового образца. Именно эта модель в 1989 году становится 100-тысячным автобусом марки «Кубань». Но спрос на устаревшие автобусы быстро снижался и, выпустив 112,5 тысяч автобусов и спецмашин «Кубань», их сняли с производства в 1993 году по причине неликвидности. В связи с распадом СССР и развитием свободной экономики необходимость в таком спецавтотранспорте отпала сама собой.
Также с 1966 по 1998 год выпускалось множество модификаций микроавтобусов «Кубанец» на базе УАЗ.
После распада СССР завод был переименован в акционерное общество «АвтоКубань» и взялся за выпуск микроавтобусов на базе Газели. В последние годы было собрано небольшое количество микроавтобусов и грузовиков индийской фирмы TATA.
Окончательно разорилось предприятие в 2001 году.