Кубань-62
Весна 1962 года. В Министерстве культуры РСФСР переполох – Госплан отказал в распределении автобусов. Требовалось срочно найти альтернативу, ведь без автобусов, переделанных под агитмашины, говорить о качественном «обслуживании» населения не приходится. Вот и нашли... автобусно-мебельный цех Краснодарского ремпромкомбината, директору Ш. О. Гасанову поручили наладить массовый выпуск автобусов и спецмашин для республиканского министерства культуры. Для этого цех с 1 мая 1962 года был реорганизован в «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования».
Поскольку первый автобус требовалось показать руководству министерства уже к концу лета, тратить время на разработку собственного спецавтобуса посчитали непозволительной роскошью. Поэтому первенцем нового предприятия стал автобус с деревянным каркасом кузова «Кубань-62» на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51А, созданный по чертежам и технической документации автобуса КАГ-3, производства Каунасского авторемзавода № 3. На базе автобуса «Кубань-62» в Краснодаре начали изготовлять автоклубы и автокниголавки «Кубань-62А». В 1963 году появился модернизированный автобус «Кубань-63», который летом был представлен широкой публике на выставке предприятий треста «Главпромснабсбыт» Минкультуры РСФСР, а зимой пошел в серию. Надо сказать, что Министерство культуры пристально следило за деятельностью Краснодарского механического завода, неоднократно ставя перед предприятием новые задачи. Сказывалась острая нехватка разнообразного специального автотранспорта для нужд Министерства культуры, который дать мог только Краснодарский завод. Поэтому бурная деятельность по созданию новых видов спецмашин на предприятии велась часто в обстановке, когда начальство буквально «дышало в затылок». Но благодаря этому «вниманию», на заводе к середине 1960-х годов уже была приличная материальная база для значительного увеличения серийного производства. Темпы роста были налицо: в 1963 году было выпущено 293 машины, а в 1966 году – уже 955.
Производство автобусов на деревянном каркасе росло, и вместе с этим велись работы по улучшению конструкции выпускаемых автобусов. Друг за другом появились на свет модернизированный автоклуб «Кубань-64», автобиблиотека «Кубань-65А» и опытный автобус на полноприводном шасси ГАЗ-63 Параллельно с этим в середине 1960-х на заводе начали эксперименты с цельнометаллическими кузовами на каркасе из труб прямоугольного сечения, в результате чего в 1966 году появился автоклуб «Кубань-66». А в следующем году на заводе выпустили их опытную партию из 30 автоклубов, после чего завод полностью перешел на серийный выпуск таких автобусов.
|