Совершенно новая модель грузовика Volvo F16 появилась в 1987 году. Этот автомобиль имел самый мощный двигатель среди магистральных грузовиков. Это был 6-цилиндровый рядный двигатель с четырьмя клапанами на один цилиндр. Для улучшения ходовых качеств с этим двигателем была предложена совершенно новая 12-ступенчатая коробка передач. Во время появления F16, также были подвержены изменению автомобили серии F10 и F12, которые были введены в то же время, как F16.
Эти обновления были в основном направлены для снижения сопротивления воздуха в пользу топливной экономичности автомобиля. Volvo F16 был хорошо принят потребителем в качестве стандартного грузовика для перевозки грузов с максимально возможным весом. Эти автомобили широко применяются при перевозке древесины в Скандинавии, а также в качестве тягачей с поездом весом до 115 тонн в Австралии. Также автомобиль получил популярность в Европе за его возможность перевозить груз по холмистым дорогам, благодаря мощному двигателю, с более высокой средней скоростью.
Этот автомобиль одним из самых первых в мире стал использовать высокотехнологичные функции, как электронное управление впрыска топлива, что обеспечивало более экологичный выброс.
Для увеличения комфорта во время движения автомобиль стал комплектоваться автоматической коробкой передач "Powertronic", также была предложена автоматическая коробка "Geartronic"
Важное отличие этих коробок передач в отличие от стандартных автоматических коробок состоял в том, что водитель сам мог выбирать передачу, с которой должен двигаться автомобиль в определенных дорожных условиях. Все же автоматическая коробка передач не может сравниться с ловкостью опытного водителя.