Немного из истории:
ВАЗ-2101 «Жигули» («копейка») — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе...
За основу был взят Фиат-124 1966 года. Конструкция была доработана с учётом советских условий — увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя — распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений.
19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.
Оценка машины
На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что постепенно сделало обладание им признаком достатка и благополучия. Среди наиболее приятных особенностей ВАЗ-2101 автолюбители отмечали высокую неприхотливость, надёжность и простоту обслуживания, плавность хода, динамику, комфортабельность салона (в том числе и хорошую работу отопителя). Объективно, ВАЗ превосходил остальные советские автомобили по культуре изготовления, и особенно — отделки салона, имел хорошую динамику и управляемость, малый для тех лет объём работ по техническому обслуживанию, достаточно современный внешний вид (для первых лет выпуска).
Тем не менее, для ВАЗ-2101, особенно раннего выпуска, было характерно и немалое количество «детских болезней», в частности, связанных с проблемой прочности и живучести кузова (при эксплуатации на дорогах среднего качества силовая структура передка допускала деформацию, после чего отрегулировать углы схода и развала оказывалось невозможным), низкий ресурс распределительного вала (менее 50-70 тыс. км), вызванный как конструктивными недостатками переделанного из нижневального мотора (недостаточная подача масла в зону контакта кулачков вала и рычага), так и отступлениями от технологии (азотирование вала и использование стали 40Х вместо цементирования на большую глубину и стали 18ХН2М) и низким качеством отечественных смазочных материалов. Ремонт автомобиля «своими руками», популярный в те годы у автолюбителей, на ВАЗ-е был сложнее, чем на других советских легковых автомобилях.
Кроме того, автомобили ВАЗ во многом не были унифицированы с остальными советскими автомобилями по расходным материалам, что создавало проблемы при эксплуатации. Например, существовало два стандарта генераторных ремней — ВАЗ (ТУ 38-10599-83) и ГОСТ (ГОСТ 5813-76), они были невзаимозаменяемы, отличались они профилем и ресурсом (ВАЗ — 65 тыс. км, обычный — 110 тыс. км), два стандарта масляных фильтров, и так далее.
АвтоВАЗ не имел права продавать свои машины на рынках, где Fiat 124 и его аналоги уже были представлены, поэтому массовый экспорт тольятинских автомобилей начался только в 1974 году, со снятием модели с производства в Италии. Как результат, у западных потребителей сложилось намного менее благоприятное впечатление об этой модели, которая воспринималась как клон устаревшего «Фиата», к тому же, изготовленный с сомнительным качеством.
Хотя, как для русского человека, я думаю, что это один из самых удачных русских автомобилей за всю историю российского автопрома.