КАЗ-606
«Колхида» — название серии седельных тягачей (КАЗ-606 / 606А / 608 / 608В) бескапотной компоновки производившихся на Кутаисском автомобильном заводе c 1958 по 1992 год. В конце 1950-х годов конструкторами Кутаисского автозавода во главе с главным конструктором Д. Картвелишвили, были разработаны два грузовых автомобиля, получившие индексы КАЗ-605 для грузовика и КАЗ-606 для седельного тягача. В 1958 году были разработаны первые образцы. Отличительной чертой автомобилей являлась бескапотная компоновка с расположением кабины над двигателем. Изначально базовым автомобилем считался КАЗ-605, от которого КАЗ-606 отличался наличием седельно-сцепного устройства и укороченной на 2700 мм базой. В феврале-марте 1959 года опытные автомобили демонстрировались на выставке ВДНХ СССР в павильоне "Машиностроение". По приказу Министерства автомобильной промышленности приоритет был отдан седельному тягачу, а КАЗ-605 так и не был направлен в серийное производство. Серийный выпуск КАЗ-606 начался с 1961 года, а автомобилю было присвоено имя «Колхида». Собственной в автомобиле была только компоновка, а узлы и агрегаты были использованы от серийного грузовика ЗИЛ-164. КАЗ-606 являлся первым советским седельным тягачом с бескапотной конструкцией. Автомобиль отличала цельнометаллическая, закрытая, двухместная кабиной с двумя обзорными лобовыми стеклами, разделенных перегородкой. В тягач устанавливался двигатель ЗИС-120 (ЗиЛ-157К) мощностью 90 л.с. при частоте вращения 2600 об/мин объемом 5,5 литров. За водительским сиденьем размещалось спальное место. Необычным было расположение рычага переключения передач с правой стороны рулевой колонки, а ручного тормоза слева от водителя. КАЗ-606 выпускался ограниченными партиями. Фактически серийный выпуск автомобиля был начат в 1962 году, а автомобиль получил индекс КАЗ-606А, комплектовался модернизированным рядным 5,5-литровым двигателем КАЗ-606А (ЗиЛ-157КЯ), который представлял собой доработанный двигатель ЗИС-120. Улучшения заключались в повышении степени сжатия, увеличения номинальной частоты вращения коленчатого вала и применения более совершенного карбюратора. Это позволило улучшить наполнение цилиндров двигателя и достичь мощности в 110 л/с при частоте вращения 2800 об/мин. КАЗ-606А также отличался решеткой радиатора и расположением фар и подфарников. Автомобиль был способен буксировать полуприцеп весом 10,5 т. Автомобиль оборудовался механической, пятиступенчатой, трехходовой коробкой передач и рулевым управлением без усилителя. Подвеска передней оси состояла из двух листовых рессор и двух гидравлических амортизаторов телескопического типа; подвеска заднего моста включала четыре листовые рессоры: две основные и две дополнительные. В целом автомобиль был достаточно прогрессивным для своего времени, предоставляя водителю высокий уровень комфорта, как то наличие спального места, вентилятора, противотуманных фар. Однако отмечались и существенные недостатки, а именно низкое качество сборки, высокий расход топлива, который достигал 50 литров на 100 км. и низкая максимальная скорость. Доступ к двигателю осуществлялся через съемный капот в самой кабине, разделяющий посадочные места водителя и пассажира, что затрудняло и ремонт и в ряде случае приводило к поступлению в салон выхлопных газов.
Ремонт и эксплуатация автомобиля КАЗ "Колхида"
|