Кутаисский автомобильный завод
КАЗ-150 КАЗ-120Т КАЗ-585 КАЗ-600 КАЗ-601 КАЗ-606 КАЗ-608, КАЗ-608В КАЗ-4540
Строительство автозавода в грузинском
городе Кутаиси началось в 1945 г., а 18 августа 1951 г. Кутаисский
автомобильный завод (КАЗ) имени Г. К. Орджоникидзе собрал первый
грузовик ЗИС-150. В 1952 г. на его шасси началось производство
3,5-тонных самосвалов КАЗ-585Б с задней разгрузкой и седельных тягачей
КАЗ-120Т. В1956 г. в программу вошли новые самосвалы. КАЗ-585В отличался
от своего прототипа ЗИС-ММЗ-585 прямобортной платформой и удлиненными
рессорами, а КАЗ-600 имел кузов с двухсторонним опрокидыванием
вместимостью 2,4 м3. Выпускался также цементовоз КАЗ-601 с самосвальной
цистерной эллиптического сечения емкостью 3 м3. Для работы с тягачом
КАЗ-120Т был создан 7-тонный полуприцепхлопковоз КАЗ-716. С 1957 г.
основой моделей КАЗ-600В и КАЗ-601В стал самосвал ЗИЛ-ММЗ-585И на шасси
грузовика ЗИЛ-164. Базой для самосвала КАЗ-600АВ, выпускавшегося в
1962-65 гг., стал ЗИЛ-164А. В1959 г. на шасси ЗИЛ-164 был разработан
седельный тягач КАЗ-606 "Колхида", впервые в СССР оборудованный
2-местной цельнометаллической кабиной над двигателем со спальным местом. В
1961-68 гг. выпускали вариант КАЗ-606А с колесной базой 2800 мм и
агрегатами автомобиля ЗИЛ-164А. Тягач весил 3868 кг и буксировал
полуприцеп полной массой 9,5 т со скоростью 60 км/ч. С 1962 г. на том же
шасси началось изготовление бескапотного 5-тонного бортового автомобиля
КАЗ-605 - первого в стране грузовика, созданного для горных условий и
жаркого климата. Рычаг переключения передач был вынесен на рулевую
колонку. Колесная база составляла 3200, длина грузовой платформы - 4200,
ширина - 2250 мм. Максимальная скорость - 70 км/ч. Тем не менее,
широкого распространения он не получил. В 1967 г. появился новый
бескапотный седельный тягач КАЗ-608 "Колхида" с колесной базой 2900 мм,
откидываемой кабиной и агрегатами автомобиля ЗИЛ-130 (150 л.с). Для него
создали 2-осный бортовой полуприцеп КАЗ-717 грузоподъемностью 11,5 т. С
1976 г. программа завода включала только седельный тягач КАЗ-608В с
обновленной кабиной. В 1986 г. появился последний вариант КАЗ-608В2 с
усиленной рамой и подвеской. К концу 70-х гг. Кутаисский
автозавод, не имевший собственных квалифицированных кадров и средств для
разработки новых машин, оказался в техническом тупике. В московском
Научном автомоторном институте (НАМИ) специально для него был разработан
не имевший аналогов 2-осный полно-приводный сельскохозяйственный
самосвал грузоподъемностью 5,5 т с кабиной над двигателем. С 1984 г.
автомобиль выпускался под индексом КАЗ-4540. Его дизель ЯМЗ-642 V6 (8140
см3,155 л.с.) был вынесен вперед за пределы колесной базы, а
8-ступенчатая коробка передач размещалась отдельно под грузовой
платформой. Это обеспечило идеальное распределение полной массы
автомобиля между передним и задним мостами (6120 и 6140 кг) с одинарными
колесами и радиальными широкопрофильными шинами. Неотключаемый привод
на все колеса имел более долговечные дисковые шарниры и блокируемые
дифференциалы. Трансмиссия обеспечивала движение со скоростью от 2 до 70
км/ч. Специально для работы с ним на КАЗе выпускали 2-осный 5,5-тонный
прицеп-самосвал ГКБ-8535. При общей грузоподъемности 11 т полная масса
автопоезда составляла 21,2 т. На базовом шасси создали опытные седельный
тягач КАЗ-4440 (4x4) и 11,5-тонный грузовик 6x4. Перестройка в
СССР и обретение Грузией независимости привели к тому, что в 1991 г.
производство КАЗ-4540 было остановлено, и завод практически прекратил
свою деятельность. Судьба Кутаисского автомобильного завода
показательна. Во времена СССР КАЗ производил ежегодно до 20 тыс.
грузовиков "Колхида". В прошлом году было собрано всего 200 "Колхид",
под заказ. Предприятие, где могут делать все - от двигателя до
трансмиссии, - перебивается временными заказами, например отливает
20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов. Завод,
несмотря на то, что имеет представительства за границей - в Москве и
Риме, - переживает, как и вся Грузия, не лучшие времена. На
градообразующем предприятии от 16 тыс. сотрудников осталось 1200,
огромные площади простаивают, и руководство завода уже несколько лет
ищет по всему миру партнеров по организации на КАЗ сборки машин.
Говорили с немцами, итальянцами, россиянами, корейцами, американцами, но
результаты дало только общение... с индийцами. Благо ни одна из сторон
особо не рискует: КАЗ выделяет для проекта светлый просторный цех, где
раньше собирали двигатели, индийцы присылают машинокомплекты.
В 2002 году состоялась презентация проекта по отвёрточной сборке индийских внедорожников Mahindra. Дальнейшая судьба проекта неизвестна. В конце 2009 года было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но на данный момент не выпущено ни одного автомобиля.
|