Иж-2125 «Комби» — советский грузопассажирский легковой автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1982 год на Ижевском автомобильном заводе, на базе легкового автомобиля Москвич-412.
Иж-Комби раннего выпуска.Во второй половине 1960-х годов в Европе наметился рост интереса к практичным автомобилям с кузовами «хетчбэк» и «универсал», особенно после появления модели «Рено-16», названной Европейским Автомобилем 1965 Года. Не обошел этот интерес стороной и СССР, тем более, что универсалы редко продавались в личное пользование, а насущная необходимость во вместительном семейном автомобиле для поездок на дачу и туризма существовала.
В конце 1960-х годов над разработкой подобной модели начали работать конструктора недавно созданного Ижевского автозавода. За основу была взята уже освоенная в производстве модель Иж-Москвич-412. Основные изменения коснулись задней части кузова. Отдельный багажник Москвича был заменен на объединенный с салоном грузовой отсек с пятой дверью, открывающейся вверх. Модель получила обозначение Иж-2125 (она же Иж-Комби) и пошла в серию в 1973 году. Опытные предсерийные образцы имели решетки радиатора от серийных седанов, в серию же «Комби» пошел со своей собственной решеткой радиатора с вертикальными поворотниками по бокам от фар (фары остались теми же, производства ГДР, даже после того, как в 1973 году ими перестали комплектовать другие модели Иж).
У Иж-2125 был оригинальный силуэт — линия задней двери, не доходя до конца, «ломалась» в нижней части, формируя небольшой третий объем кузова. Похожий дизайн имели, к примеру, более поздние «Форд-Эскорт» (1980), СААБ-900 (1978) и «Вольво-340» (1976). Поэтому, более точно кузов этого автомобиля можно определить как промежуточный между хетчбэком и лифтбэком.
С 1982 по 1997 год выпускался модернизированный вариант, обозначавшийся Иж-21251, получивший передние дисковые тормоза вместо барабанных, раздельный привод передних и задних тормозов, новую электропроводку, отличался иным внешним видом — утопленные в филенки дверей ручки, другая решётка радиатора с круглыми фарами (в рекламе автоэкспорта тех лет встречается вариант с прямоугольными), упрощённое оформление с меньшим количеством хрома.
Кроме того, по мере производства в конструкцию автомобиля постоянно вносились более или менее существенные улучшения, так, с 1980 года автомобиль комплектовался вакуумным усилителем вместо гидровакуумного.
Иж-Комби сохранил конструктивную надежность и достаточно высокие динамические качества своего прототипа, объединив их с повышенной грузоподъемностью (70 кг против 50 кг у седана при перевозке 4 человек; 280 кг при перевозке одного человека) и вместительностью пятидверного грузопассажирского кузова. Несколько улучшилась аэродинамика за счет плавно снижающейся покатой крыши. Однако, из-за более жестких рессор и шин комфортабельность «Комби» хуже, чем у базового седана, кроме того, не отделенный багажный отсек усложняет прогрев салона зимой и способствует попаданию в салон посторонних запахов. Увеличившаяся масса и жесткие шины предопределили повышенный расход топлива, несмотря на улучшение аэродинамических качеств.
Иж с самого начала своего выпуска завоевал любовь и признание дачников, автотуристов и вообще всех, кто ценил вместимость автомобиля и был готов ради нее несколько поступиться комфортом. Кроме того, на популярность модели немало повлиял тот факт, что Иж-Комби находился в большинстве местностей в свободной продаже, в отличие от, скажем, универсала ВАЗ-2102, приобрести который было еще сложнее, чем седан ВАЗ.
В первые годы после снятия официальных ограничений на предпринимательскую деятельность, Иж оказался популярен у предпринимателей в качестве развозного автомобиля благодаря невысокой стоимости приобретения и владения и относительно большой грузоподъемности. Однако, устаревшая конструкция и снятие с производства базовой модели, малая вместимость относительно универсалов производства ВАЗа, а так же невысокое качество автомобилей поздних выпусков привели к достаточно быстрому падению его популярности. В настоящее время, Иж-Комби — редкий гость на дорогах России, а модели ранних выпусков практически не встречаются.
Наследником модели Иж-21251 стал «настоящий» хэтчбэк Иж-2126, намного более совершенный в техническом плане, но унаследовавший отдельные конструктивные решения предшественника, в перую очередь — семейство двигателей УЗАМ рабочим объемом 1.5, 1.7 и 1.8 литра (однако, в поздние годы выпуска модели значительная часть 2126 все-же комплектовалась двигателями ВАЗ).
|