ГАЗ-21
«Во́лга» ГАЗ-21 — советский легковой автомобиль, производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с 1956 г. по 1970 г. Обозначение модели — ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.
Всего различают три серии ГАЗ-21.
С 1956 по ноябрь 1958 года выпускалась так называемая первая серия ГАЗ-М-21, «со звездой на капоте». Всего было выпущено чуть более 30 тысяч машин различных модификаций. Сначала это были машины с форсированным двигателем от «Победы» (65 л.с.) — всего было выпущено 1100 машин. Затем с июня 1957 г. пошли машины с двигателем ЗМЗ-21 — 2,445 л., 70 л.с. — верхнеклапанный, с мокрыми гильзами, нижним распредвалом, клиновыми камерами сгорания и клапанным механизмом OHV, затем с ЗМЗ-402. Этот двигатель пережил своего хозяина ГАЗ-21 и вплоть до середины 1990-х годов ставился на автомобили УАЗ.
Автомобили выпуска 1959-62 годов относят ко второй серии. Всего было выпущено чуть более 140 тысяч машин всех модификаций. Автомобили выпуска конца 1958 года принято называть переходными потому, что в них присутствовали отличительные признаки обеих серий.
В 1959-м году завод существенно изменил как внешнюю отделку, так и некоторые элементы конструкции и технологии производства М-21. Автомобили получили иное оформление передней части: устанавливалась новый передний бампер, новая решетка радиатора с 16-ю вертикальными прорезями, так называемая "акулья пасть", окрашиваемая в цвет кузова, и подфарники в виде самостоятельных элементов, а не интегрированные в облицовку радиатора, как это было выполнено раньше. Такая переделка повлекла за собой и некоторое изменение формы передних крыльев появились и другие новшества в экстерьере и интерьере автомобиля.
Кроме того, на заводе установили новую линию подготовки кузовов – теперь они подвергались грунтованию методом погружения, что обеспечивало лучшее качество и, соответственно, защиту от коррозии.
В марте 1960-го завод изменил традиционную для всех предыдущих моделей полярность бортовой сети – «минус» перенесли на массу кузова. Это давало больший срок службы кузова, защищая его от электрохимической коррозии.
В том же году на все модификации перестали устанавливать ЦСС (систему централизованной смазки шасси.
На машины этого года пробовали устанавливать фильтр тонкой очистки топлива, а на часть – центробежный фильтр тонкой очистки масла вместо сменного фильтра, но затем вернулись к прежней конструкции.
В 1961 году вновь изменили технологию изготовления кузовов – ввели производство цельноштампованных боковин (ранее их сваривали в кондукторах из отдельных элементов).
В том же коду несколько изменили конструкцию переднего сиденья – с его спинки убрали выступы, а фиксироваться в разложенном состоянии она стала перестановкой болтов в другие отверстия.
Наиболее значительное изменение конструкции «Волги» были сделаны в третьей серии, начало производства которой принято датировать 1962 годом..
Прежде всего бросалось в глаза новое оформление решетки радиатора "акулью пасть" сменили на "китовый ус" с 32-мя узкими вертикальными прорезями и новыми подфарниками, заходящими на бок крыла. С капота убрали фигуру оленя и изменили заводской знак.
Установили новые бамперы без клыков, перед которыми стали устанавливать буксирные крюки. Изменились задние фонари и стекла фар. Изменился корпус фонаря подсветки номерного знака. Декоративные хромированные молдинги, проходившие по нижнему краю дверей, сделали плоскими вместо рельефных, устанавливаемых ранее. Общая тенденция в экстерьере машины была направлена на уменьшение количества хрома.
Внутри, в салоне, поменяли материал и фасон обивки дверей. Еще из существенных изменений нужно отметить установку нового приемника с добавлением УКВ диапазона.
Была проведена модернизация двигателя автомобиля, в результате которой его мощность возросла до 75 л.с Рычажные амортизаторы подвески были заменены телескопическими, что потребовало усиления днища в местах крепления задних амортизаторов. В шарнирах передней подвески уменьшили зазоры, а внутри балки установили усилитель. Увеличили и диапазон регулировки углов установки колес.
Наибольшие изменения коснулись экспортной модификация «Волги», получившей индекс 21М. На этой машине хром не экономили. Помимо сверкающей решетки радиатора и молдинга по нижнему краю боковых стекол, на ГАЗ-21М так же хромированными стали обрамления лобового и заднего стекол, по верху передних и задних крыльев пустили хромированные накладки «стрелы», а на передних крыльях появились хромированные надписи «Волга».
На ГАЗ-21М стали устанавливать три варианта двигателя мощностью в 75, 80 и 85 л.с. Начали выпускать и экспортный вариант праворульной "Волги" который получил индекс 21П.
В этом же году завод приступил к выпуску модификации «21-й Волги» с кузовом типа «универсал». Такой автомобиль в базовой версии получил индекс М-22, а старшее поколение прекрасно помнит эти автомобили в качестве скорой помощи (ГАЗ-М-22Б), грузового такси (ГАЗ-М-22Т), да и просто универсала.
Очередной значительной внутренней модернизации ГАЗ-21 подверглась в 1964-м году. На автомобиль установили новую, более производительную помпу. Шарикоподшипники в ступицах передних колес заменили на роликовые. Установили более производительные стеклоочистители, усилили передние лонжероны в местах крепления рулевого механизма и маятника. Несколько изменили переднее сидение, добавив возможность установки его спинки в одно из двух фиксированных положений.
Последняя в истории "Волги" модернизация была проведена в 1965 году. Было несколько изменено внешнее оформление машины, и значительно улучшено отопление салона. Паспортное обозначение модели поменяли на ГАЗ-21 и существенно расширили гамму различных модификаций автомобиля. Этот модельный ряд, практически без изменений, выпускали до конца производства ГАЗ-21 в 1970 году, когда на ГАЗе приступили к крупномасштабному производству ее преемницы ГАЗ-24. Всего было выпущено 638 875 автомобилей ГАЗ-21 "Волга".